|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 29 марта 1912 г.
Четверг Светлой седмицы


Вы не заметили перемены в моей молельне? Немного вещей я беру с собою ; образа все останутся, а из картин только портрет великого Старца и духовного моего благодетеля о.Анатолия возьму с собою и батюшку о.Амвросия, остальное все останется, как было.
Вот и портрет схимонаха Бориса  останется. Дивный это портрет, замечательно выражение лица его, полное любви и кротости. Останется он здесь молиться за меня, грешного. Был он из крепостных и часто говаривал: “Старые порядки лучше были, хотя от барина сильно попадало”.
– Вот видите, о.Борис, попадало, а говорите, лучше было?
– Да я сам был виноват, бывало, уйду в Херсонскую губернию, объявит полиции, начнут искать и вернут этапным порядком. Ну, конечно, на съезжую. Сильно накажут. Я поправлюсь, да и опять уйду.
Уходил он, конечно, для молитвы, посещал святые обители, Христа искал и нашел Его.
– Теперь худо стало, – продолжал о.Борис, – потому что власти нет, всякий живет сам собою.
– Ну, про Оптину этого сказать нельзя, – возразил я.
– Еще бы, если бы в монастырях всякий жил по своей воле, то совсем была бы погибель.
О.Борис был необычайно смиренным и считал себя за последнего. Скончался он на Пасху в 1898 году.
Пришел я к нему, когда он лежал в больнице; по-видимому, Господь открыл ему время его кончины.
– Молись за меня, и братию попроси молиться в воскресенье и понедельник.
– Да, вся братия молится за вас, о.Борис, и я, конечно, обязательно буду за вас всегда молиться, а не только в воскресенье и понедельник.
О.Борис, как бы не слыша меня, повторил:
– Пусть молятся обо мне в воскресенье и понедельник.
Я не понял его. Утром во вторник я пришел навестить больного и узнал, что он уже скончался. Так и оправдались слова Старца: действительно, только в воскресенье и понедельник можно было за него молиться, как за живого, а во вторник – уже за усопшего . В час кончины о.Бориса одной Шамординской схимнице было видение. Идя к утрене, она увидела зарево на востоке, как раз по направлению Оптиной Пустыни. Вглядываясь в зарево, она увидела душу, быстро возносившуюся к небесам, так же, как св. Антоний Великий видел возносящуюся душу пустынника . Схимница рассказала о своем видении, но ей не поверили. Вскоре приехал вестовой из Оптиной к игумении Евфросинии с известием, что схимонах Борис скончался в четыре часа утра. Видение было как раз в это время.
Ожидаю сейчас моего бывшего товарища по службе, и мысль как-то колеблется – не могу беседовать с вами, как всегда. Товарищ этот, хотя я не просил его, хлопотал за меня: был у некоторых членов Святейшего Синода, но сделать ничего не мог. Перевод мой состоялся . Вижу в этом волю Божию, действующую через людей. Может быть, мне не удастся больше беседовать с вами. Утешался я нашими беседами. Помните, всегда на Рождество бывало у меня свободное время. Со второго дня – дней пять было в нашем распоряжении, и мы употребляли это время во славу Божию. Выходил я к вам без подготовки и, что внушал мне Господь, говорил вам на пользу.
Были у меня недавно студенты Духовной Академии и вспоминали свое первое посещение меня, недостойного. Было их несколько. Между ними некоторые иеромонахи. Все с богословским образованием, многие из них прекрасно говорят проповеди. Шли они ко мне и рассуждали:
– Что может он нам сказать в назидание: ведь игумен Варсонофий не имеет богословского образования!
– Пришли к вам, – говорили потом студенты, – а вы задали такой вопрос, на который никто из нас не мог дать надлежащего ответа. Мнения разошлись. А когда спросили вас, вы дали прямой ответ, которым всех сначала удивил, а потом все с ним согласились. Вы спросили: что такое жизнь? Затем определили это понятие двумя словами: жизнь есть блаженство. Сначала начали возражать: как блаженство? Когда на каждом шагу скорби, болезни, неприятности. Вы же говорили: жизнь есть блаженство, и не только оттого, что мы верим в блаженную жизнь (вечность), но и здесь, на земле, жизнь может быть блаженством, если жить с Христом, исполнять Его заповеди. Если человек не будет привязан к земным благам, но будет во всем полагаться на волю Божию, жить для Христа и во Христе, то жизнь еще и здесь на земле сделается блаженством. Сам Христос сказал, что есть девять врат для достижения блаженства. Ввиду оригинальности сравнения, мы вас не поняли и недоумевали, о каких вратах вы говорите. Вы тогда пояснили нам: “блажени милостивии,.. блажени чистии сердцем...”, – они получат наивысшее блаженство.
Что я говорил студентам, могу сказать и вам: Христос всех призывает к блаженству. Вот теперь Пасха, и царские врата отверсты, но входить в них не может непосвященный, а только священники и диаконы; в двери же блаженства может войти каждый, кто только пожелает. Другое дело, как войти, а войти можно и должно.
В настоящее время многие живут по плоти, и духовной радости не ищут. Чего прежде всего хотят достигнуть? Во-первых, богатства. Затем – славы. Для достижения же этого ничем не пренебрегают. Господь сказал: за умножение беззакония, изсякнет любы многих (Мф. 24, 12). Большинство людей уклонились, отошли от Христа. Людей, не разделяющих их взгляды, люди века сего называют отсталыми, непрактичными. По переводу слово “непрактичный” – значит, не вор. Например, хотя бы генерал Черняев: боролся с турками, много услуг оказал государству, он был человеком “непрактичным”, т.е. не хапнул ни из сербской казны, ни из нашей, хотя и мог бы. За это люди практичные осуждали его, а затем посыпались на него всякие беды. Спаси вас, Господи, быть людьми практичными! Будьте всегда с Господом, Христос посреди нас и есть и был, и будет. Людей непрактичных часто упрекают в мнимой гордости: он – гордец, – говорят, и это кажется им истиной. И первых христиан обвиняли в гордости. Приводят их, например, к игемону, и тот требует:
– Поклонись богам!
– Нет, не поклонимся, т.к. мы поклоняемся Единому Богу, создавшему небо и землю, Господу Иисусу Христу.
– Гордецы вы! Смиритесь перед богами!
– Никогда!
И вот обрекают их на мучения. Игемон требует смирения ложного; исполнять его желание – значит, отречься от Христа, что, конечно, невозможно исполнить. И в частной жизни говорят: смирись, живи, как все живут, не будь гордой, не выделяйся от других. Не слушайте этих советов. Некоторые смущаются, отпадают от Христа и гибнут навеки. Спрашиваю иногда посетителей:
– Есть у вас дети?
– Как же, – отвечают, – сыновья и дочери.
– Как же вы хотите устроить их судьбу?
– Да так: сына хочу видеть инженером, у него самого к этому наклонность, дочерей замуж за богатых и знатных людей.
– И вы думаете, что они будут счастливы?
– Конечно! – отвечают с уверенностью, а о том, как постараться, чтобы дети стяжали Христа, не думают. Говорят, все можно купить за деньги. Да, действительно, хотя и не все, но многое можно купить за деньги, только Христа ни за какие сокровища мира нельзя купить. А без Христа нет жизни, нет спасения. Удивлялись студенты, как удалось мне все сказать на пользу. Я же ответил им, что я не сам придумал, что сказать, а говорил то, что возвестил мне Господь.
Что же вам сказать в утешение и назидание? Сегодня я прочел одну статью, которая вам может быть полезна. В Сибири живет много инородцев, в том числе буряты. Живут они патриархальным образом жизни, добрые, простодушные, по вере – буддисты.
Однажды приехало ревизовать сибирские области одно высокопоставленное лицо – какой-то генерал-губернатор. Побывал он и у бурят, отнесся к ним милостиво и был по-видимому поражен огромным идолом Будды; встал он перед ним на колени и помолился со слезами. На обратном пути он заехал опять в тот улус (селение), где была кумирня Будды, снова поклонился ему и попросил всех бурят с их жрецами и старейшинами собраться для беседы с ними.
– У меня к вам большая просьба, исполните ли вы ее?
– Непременно исполним, ваше превосходительство! Вы так уважаете нашего Будду, что мы считаем вас своим.
– Да, я буддист, и вот у меня к вам просьба: дайте мне на время вашего Будду, я свезу его домой в Иркутскую губернию, в свою семью, чтобы и они все поклонились ему. Я воздвигну ему кумирню, а затем приезжайте за ним, я отдам вам его.
Все согласились.
– У нас есть подставной Будда, он будет покамест заменять настоящего.
Уложили в ящик, и генерал отправился в путь. Проходит месяц, два, целый год. Соскучились буряты о своем боге; что же его превосходительство не возвращает Будду? Написали ему, он ответа не прислал. Написали в другой раз он ответил уклончиво. Поехали старшины в Иркутск, оказалось, что его превосходительство перевелся в Петроград и бога взял с собою. Погоревали, погоревали буряты, да что же делать?
Но неужели генерал, действительно, верил в идола? Ничуть! Ларчик просто открывался: Будда был сделан из чистого золота и стоил больше миллиона. Поклонился он не Будде, а золоту, и употребил сатанинскую хитрость: золоту принес жертву. Идола он велел разбить на куски и перелить на монетном дворе. Отрекся он от Христа, поклонился золоту, тому золотому тельцу, которому и раньше поклонялись неразумные люди, и теперь кланяются. Да сохранит вас от этого Господь!
На днях я уезжаю в место, мне совсем неизвестное; знаю только, что везде Бог. Конечно, не найти мне таких отцов и братий, как здесь, единицы будут, но чтобы все были одного направления и искали только Христа, в этом сомневаюсь. Жизнь становится все слабее. Монастырек, говорят, бедненький, но этим я не смущаюсь. Господь пошлет и нуждаться не будем.
Когда я принимал настоятельство от о.Иосифа , он вручил мне 100 рублей денег, из которых велел заплатить 54 рубля одному Козельскому торговцу, у которого он брал для скита рыбу и другие припасы. Следовательно, осталось только 46 руб. на содержание скита. Сначала мне приходила на ум мысль, как буду на такие средства содержать скит? Но затем я успокоился, положившись на волю Божию. Ведь скит-то не мой, а Иоанна Крестителя, он нас прокормит, чего мне смущаться? И, действительно, Иоанн Креститель не оставил скит, и в настоящее время он вполне обезпечен. Мы ни в чем не нуждались. Рекой лились пожертвования. В скиту у нас пища простая, но вкусная и питательная, всего вдоволь. Не знаю, как в духовном отношении, а во внешнем все хорошо.
Просил я себе, как милости, оставить и старчество, и настоятельство, и духовничество, позволили бы мне только удалиться в мою безмолвную келлию, чтобы оплакивать свои грехи, но разрешения не получил, и я вполне подчиняюсь решению Св. Синода. Кто будет здесь настоятелем и старцем, не знаю; верю, что Господь пошлет и, может быть, более достойного, чем я, грешный. Я не запрещаю вам приезжать в Оптину, а если захотите посмотреть, как живет грешный Варсонофий, то загляните в Голутвин. Провожать меня до монастыря не благословляю, неудобно это, чтобы не сделать повода ко всякого рода рассказам, а когда устроюсь, Бог благословит, если пожелаете. Да спасет нас всех Господь.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .